Школьная историко-краеведческая комната обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, творческих вечеров, конференций, встреч с ветеранами войн и вооружённых конфликтов, уроков Мужества, уроков истории, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, способствует заполнению их досуга, повышает интерес к изучаемым предметам. Такая организация работы историко-краеведческой комнаты школы вносит новые формы в преподавание школьных предметов, в проектно-исследовательскую деятельность обучающихся. Обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, формулированием предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего родного края. Ребята учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном краю, школе.
План работы историко-краеведческой комнаты